В компании Moneyman провели аналитику, в которой сравнили подход к тратам у богатых и бедных людей. Казалось бы, граждане с деньгами уж точно покупают себе все, что могут позволить. А ограниченные в финансах потребители экономят на дорогих брендах и предметах роскоши. Но все оказалось не так очевидно. Состоятельные граждане отнюдь не стремятся тратиться на какие-то популярные и дорогие вещи несмотря на наличие такой возможности. Также особое отношение у них к ежедневным расходам. Рассмотрим различие в подходах богатых и бедных людей на примерах конкретных трат.
Новые модели популярной техники
Брендов для техники и электроники существует множество. И каждый из них формирует большие бюджеты на маркетинг и продвижение. И в первую очередь реклама направлена на массового потребителя со средним доходом. Самый яркий пример — техника Apple. Они очень активно продвигают важность покупки именно последней модели смартфона или другого их гаджета, даже если предыдущая еще работоспособна. И такой подход работает. Некоторые граждане даже берут кредиты, чтобы купить себе новый iPhone, как только он поступит в продажу. Люди с высоким достатком не гоняются за последними моделями телефонов, не стоят в длинных очередях за кроссовками от мировой звезды, не стремятся доказать всем, что они могут позволить себе брендовую вещь. Они оценивают необходимость покупки, смотрят на качество и удобство, не стремятся заменить еще работающее на новое из-за маркетинговых уловок. Но если им что-то действительно нужно, то денег на это они не пожалеют.
Быстрое питание
Состоятельные люди холодно относятся к фастфуду. И вовсе не потому, что их столы ломятся от омаров, икры и рябчиков. Причина в том, что они могут без проблем составить и оплатить вкусный и не опасный для здоровья рацион. Также в их жизни достаточно отдыха и способов порадовать себя, поэтому им не приходится «заедать» стресс пищей с ярким вкусом. Граждане с невысоким достатком наоборот часто покупают фастфуд, потому что это просто, быстро и к нему легко привыкаешь. Но если посчитать расходы за месяц (или посмотреть в приложение банка), то можно увидеть, что на быструю и вредную еду тратится серьезная сумма. И при этом она не может служить полноценной заменой качественному обеду или ужину. Для граждан с маленькой зарплатой тратиться на фастфуд — это не прагматично.
Одежда известных брендов
Здесь подход богатых людей такой же, как с новыми моделями техники и электроники. Они не будут покупать дорогой товар только из-за популярности бренда. Скорее, предпочтение будет отдано вещам очень качественного пошива, из хорошего материала, с неброским, но элегантным дизайном. Кто-то выберет индивидуальный пошив вместо одежды из коллекции, а кто-то — воспользуется услугами малоизвестного нишевого дизайнера просто потому, что нравится его творчество. Эти вещи могут стоить дорого, но человек со стороны может даже не догадываться об этом. Потребители с низким достатком, наоборот, иногда тратят большие деньги (несоразмерные их доходу) на одежду или обувь, которая прямо «кричит» о своей дороговизне. Покупка кроссовок за 20 тысяч рублей при зарплате 40 тысяч — не лучший финансовый ход.
Вещи на распродажах
Товары с распродаж кажутся дешевыми, но это оправдано их некачественной сборкой и, как следствие, коротким сроком службы. Граждане с достатком лучше купят что-то дороже, но долговечнее. За такие вещи не приходится переплачивать, поскольку их не нужно постоянно чинить, обслуживать или менять.
Материальные вещи вместо впечатлений
Состоятельные люди с удовольствием вкладываются во впечатления, путешествия, обучение, отодвигая материальные ценности на второй план. С годами у них будет накапливаться все больше знаний и интересного опыта, а не вещей. Что запомнится на всю жизнь — полет на воздушном шаре или новый iPhone, который устареет через несколько лет? Именно поэтому богачи с готовностью погружаются в новый опыт и стараются не сидеть на одном месте.
Конечно, описанные подходы во многом обусловлены ситуацией, в которой находится человек. Человек с маленькой зарплатой не сможет резко пересмотреть свои ценности и уехать в кругосветное путешествие, закупившись одеждой индивидуального пошива. Но в мелочах подход к тратам все равно можно менять. А за новым мышлением, может быть, подтянутся и финансовые возможности.